Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

комедия дель арте

Энциклопедический словарь

Коме́дия дель а́рте (итал. commedia dell’arte - комедия масок), вид итальянского театра (XVI-XVII вв.), спектакли которого создавались методом импровизации на основе сценария. Персонажи-«маски»: слуги - Бригелла, Арлекин, Пульчинелла, Коломбина; глупый жадный купец Панталоне, фанфарон и трус Капитан, болтун Доктор, педантичный, назойливый Тарталья и др.

* * *

КОМЕДИЯ ДЕЛЬ АРТЕ - КОМЕ́ДИЯ ДЕЛЬ А́РТЕ (итал. commedia dell"arte - комедия масок) - итальянский профессиональный театр, использовавший маски (см. МАСКА), пантомиму (см. ПАНТОМИМА) и буффонаду (см. БУФФОНАДА) (16-17 вв.). В основе представления комедии дель арте был лишь краткий сценарий, артисты импровизировали прямо на глазах у зрителей. В середине 18 в. два величайших венецианских драматурга Карло Гольдони (см. ГОЛЬДОНИ Карло) (1707-1793) и Карло Гоцци (см. ГОЦЦИ Карло) (1720-1806) положили конец импровизированной игре актеров. Лица героини и героя были частично закрыты черной полумаской, говорили они на итальянском литературном языке. Остальные персонажи общались на различных итальянских диалектах, и каждый был одет в традиционный для этого образа костюм и маску.

На сцене комедии дель арте появилось более сотни персонажей. Среди них были любимые, без которых не обходилось ни одно представление. Это влюбчивый и скупой венецианский купец Панталоне, слуги - плут и весельчак Бригелла, простодушный и незлобивый Арлекин, находчивый Пульчинелла, Коломбина; бахвал и трус Капитан, болтун Доктор, педантичный, назойливый Тарталья, Влюбленные и др. Актер играл одну и ту же роль до глубокой старости. Замены одной маски другой в труппе актеров были абсолютно невозможны. Любимый публикой волшебник сцены Арлекин - главный организатор интриги. Его главным сценическим языком были кульбиты, оплеухи и палочные колотушки, которые он то раздает, то сам получает.

Большой энциклопедический словарь

КОМЕДИЯ ДЕЛЬ АРТЕ (итал. commedia dell arte - комедия масок) - вид итальянского театра (16-17 вв.), спектакли которого создавались методом импровизации на основе сценария. Персонажи-"маски": слуги - Бригелла, Арлекин, Пульчинелла, Коломбина; глупый жадный купец Панталоне, фанфарон и трус Капитан, болтун Доктор, педантичный, назойливый Тарталья и др.

Энциклопедия Кольера

КОМЕДИЯ ДЕЛЬ АРТЕ (сommedia dell arte),

итальянская комедия-импровизация, с постоянными персонажами, переходившими из спектакля в спектакль; была популярна в Италии в 1560-1760. В спектаклях играли профессиональные актеры - в отличие от предшествующей эпохи, когда в театре выступали любители. Заранее писалась и выучивалась лишь основа сценария. Спектакль, предназначенный только для мужчин, представлял собой смесь искрометного юмора, сатирических диалогов, грубого фарса, акробатических трюков, мистификаций, клоунады, музыки и иногда танцев. Все это отодвигало на второй план главную тему: любовь одной или нескольких молодых пар. Предшественниками комедии дель арте были представления менестрелей и бродячих актеров, силачей и клоунов, жонглеров и фокусников, на ее развитие повлияли даже комические демоны из литургической драмы. Персонажи римской комедии, переосмысленные под влиянием национальных обычаев и нравов, стали прототипами главных героев: доверчивого старого венецианского купца Панталоне; педантичного Доктора Болонского университета; хвастуна и труса Капитана, в котором легко узнавался офицер ненавистной оккупационной испанской армии. Из-за смешения столь разнородных элементов невозможно было выстроить единое действие, и комедия дель арте - это череда интермедий.

В ИМПРОВИЗАЦИЯХ КОМЕДИИ ДЕЛЬ АРТЕ принимали участие мимы, акробаты, клоуны и танцоры, вносившие в сюжет веселую неразбериху.

В ИМПРОВИЗАЦИЯХ КОМЕДИИ ДЕЛЬ АРТЕ принимали участие мимы, акробаты, клоуны и танцоры, вносившие в сюжет веселую неразбериху.

Когда закончился 16 в. и истинно великие комики умерли, "ученая комедия" стала еще более ученой и менее смешной. Чтобы дополнить спектакли комическими антрепризами, в театр пригласили Панталоне и его друзей, и они стали появляться в антрактах, пародируя происходящее на сцене. Особенным успехом пользовались пародии на приключения влюбленной парочки, и вскоре юные влюбленные стали главными персонажами всех представлений. Так чопорная "ученая комедия" была вытеснена сатирой. Обычно труппа состояла из двенадцати актеров: две влюбленные пары (только у них были заранее отрепетированные роли, написанные пышными тосканскими стихами; они не надевали масок и носили обычные костюмы); их престарелые отцы, Панталоне и Доктор ("старые дурни" в стилизованных костюмах и масках, говорившие на диалекте); четверо или пятеро клоунов-слуг и субретка, обычно самая дерзкая на язык, самая "настоящая" из всех, без маски. Главными были роли клоунов, которые передразнивали влюбленных, обманывали стариков и вообще запутывали сюжет. Иногда они прерывали действие любимыми во все времена репризами: притворной борьбой, бахвальством, падениями, мнимыми болезнями и их лечением, акробатическими трюками, танцами, песнями, пантомимой, гримасами. Все это сопровождалось зажигательным речитативом на диалекте, шутками и каламбурами, часто непристойными. От мастерства и таланта клоунов (дзанни) зависело, насколько веселой и необычной будет комедия. Успех комедии дель арте привел к появлению новых трупп, которые не столько импровизировали, сколько заучивали и повторяли проверенные постановки, и вскоре представления полностью утратили спонтанность, поскольку импровизация составляет суть этого жанра и ни один спектакль в принципе не может быть повторен дважды. Комедия дель арте оказала влияние на развитие комедии Нового времени, особенно на творчество Мольера и К.Гольдони, и, сыграв свою роль в истории театра, в 18 в. вернулась на карнавалы и народные гулянья - откуда некогда пришла. Несмотря на высокий профессиональный уровень и огромную популярность, в основе комедии дель арте не лежало никакой эстетической концепции, и единственной целью, которую преследовали ее создатели в течение двухсот лет, было увеселение публики.

ЛИТЕРАТУРА

Дживелегов А.К. Итальянская народная комедия. М., 1962

Иллюстрированный энциклопедический словарь

КОМЕДИЯ ДЕЛЬ АРТЕ (итальянское commedia dell'arte), комедия масок, театральная форма, получившая распространение во 2-й половине 16 - 17 вв. Труппы "комедии дель арте" кочевали по Италии и другим европейским странам, за каждым актером был закреплен определенный персонаж-маска, легко узнаваемый по деталям костюма, характеризующийся устойчивым типом поведения: влюбленные; смешные старики Панталоне и Доктор; Арлекин, Пульчинелла и другие. Принцип игры - импровизация на основе сценария. Для спектакля "комедии дель арте" характерно динамическое развитие действия, использование буффонады, комических трюков.

Слитно. Раздельно. Через дефис

коме/дия дель а/рте, коме/дии дель а/рте

Орфографический словарь

коме́дия дель а́рте, коме́дии дель а́рте

Словарь ударений

коме́дия дель а́рте, коме́дии дель а́рте [дэ, тэ]

Словарь иностранных слов

комедия дель арте

- (дэ, тэ), нескл., ж. (ит. commedia del'arte).

Вид театра (иначе называемый комедия масок), получивший развитие в Италии в середине 16-17 вв.

| К. имела народный характер, спектакли строились на импровизации, буффонаде, постоянные персонажи-маски - дзанни (слуги), а также старик-купец Панталоне, Доктор и др. - переходили из одного спектакля в другой.

Полезные сервисы